Электрогитары

 

Появление на свет в 20-е годы ХХ века звукоснимателя, изобретение которого часто приписывается Ллойду Лоару из компании Gibson, открыло новую эпоху в истории развития гитары - эпоху электрофицированных инструментов. Их звучание кардинально отличается от звучания акустических гитар. Они имеют более длинный сустейн и обладают ярким тембром. Именно благодаря электрогитаре возникла целая эра рок-музыки.

Ныне выпускается огромное количество всевозможных моделей электрогитар. От акустических инструментов они отличаются не только конструкцией корпуса, но и обязательным наличием звукоснимателей. Электрогитары имеют весьма слабое собственное звучание, из-за чего ее необходимо подключать к усилителю.

Несмотря на всю условность подобной классификации, электрогитары можно разделить на две большие группы - полуакустические и цельнокорпусные. Условность заключается в том, что термин "полуакустическая электрогитара" не совсем верен и очевиден, и под ним можно подразумевать инструменты различной конструкции. Но в русском языке среди гитаристов прижилось именно такое словосочетание, и во избежании путаницы и будем им пользоваться.

 

Полуакустические электрогитары

 

Напряженная работа над созданием первой электрогитары шла одновременно в нескольких американских компаниях, занимающихся изготовлением музыкальных инструментов. Первоначально в качестве "съема" звука гитарные мастера пытались использовать микрофон, но ряд присущих ему недостатков (например, способность заводиться и улавливать посторонние шумы) вынудили переключить внимание разработчиков на альтернативный метод съема сигнала с помощью магнитного звукоснимателя. Его характерная особенность заключается в том, что он способен улавливать колебания только металлических струн.

Первые электрогитары представляли собой инструменты, которые сейчас называются полуакустическими. Обычно под этим словом понимаются электрогитары, имеющие в корпусе резонирующие полости. Собственно, эти инструменты стали результатом усовершенствования уже знакомой нам акустической джазовой гитары, которую оснастили звукоснимателями. Из самых известных первых моделей можно назвать гитару Gibson ES-150, выпущенную в 1936 году.

 

Gibson ES-150

 

 

Одна из первых гитар

GibsonES-150

 

Сегодня полуакустики по прежнему очень популярны и имеют высокий спрос. За несколько прошедших десятилетий стремительно развивалась технология из производства, и теперь они отвечают самым строгим требованиям музыкантов.

Фирмы-производители делят полуакустические электрогитары на два типа. Первый из них – это«пустотелый» инструмент (hollowbody), корпус которого аналогичен джазовой акустической гитаре. Отличительной чертой таких гитар является глубокий и мягкий бархатный тембр с небольшим сустейном. Поэтому такие инструменты применяются главным образом для игры в джазовых композициях, куда хорошо вписываются со своим звучанием.

Ibanez AFS85T

 

 

Полуакустическая электрогитара

IbanezAFS85T с корпусом hollow

 

Второй тип полуакустических электрогитар имеет «полупустой» корпус (semi-hollowbody). Его конструкция состоит из цельной деревянной середины и полостей с эфами по боковым сторонам. Цельная середина может иметь различную массу и размеры, и ее задача состоит в некотором уменьшении акустической полости корпуса и увеличении сустейна. Эфы выполняют больше декоративную роль, поэтому встречаются инструменты и вовсе без них, например GibsonLucille. Толщина этих гитар намного меньше «пустотелых», хотя бывают и исключения. Они могут применяться в различных музыкальных стилях. – от блюза и рокабилли до джаза.

Gibson Lucille

 

 

Полуакустическая электрогитара

GibsonLucille

С корпусом semi-hollow без эф

 

Производители изготавливают и полуакустические бас-гитары, которые встречаются значительно реже, чем цельнокорпусные. Это объясняется их специфическим звучанием с небольшим сустейном, мало подходящим для использования в эстрадной и рок-музыке. В качестве примера такого инструмента можно привести модель IbanezAFB200 BS.

Ibanez AFB200 BS

 

 

IbanezAFB200 BS

Цельнокорпусные электрогитары

 

Эти инструменты являются, по-видимому, самым популярным типом электрогитар и обозначаются в англоязычной литературе как solidbody. Они не имеют внутри корпуса никаких резонирующих полостей, в результате чего обладают самым большим сустейном среди всех гитар.

Первые цельнокорпусные гитары были изготовлены в 1947-1948годах в Калифорнии независимо друг от друга мастерами Лео Фендером и Полом Бигсби, последний из которых многим известен как изобретатель одноименной системы вибрато. Что касается Лео Фендера, то его влияние на развитие современной электрогитары огромно. Основав в 1946 году фирму Fender, четыре года спустя он выпускает цельнокорпусную модель Broadcaster (в последствии переименованную в Telecaster), на которой было установлено два звукоснимателя собственного производства. По всей видимости именно Broadcaster может считаться первой коммерческой цельнокорпусной гитарой. В 1953 году Лео Фендер запускает в производство первую цельнокорпусную бас-гитару PrecisionBass, которая выпускается до сих пор с небольшими изменениями. Этот инструмент был настолько популярен, что именно FenderBass еще много лет называли любые электрические бас-гитары, даже других производителей. А немного позже, в 1954 году, компанияFender приступила к производству, пожалуй самой культовой цельнокорпусной электрогитары за всю историю – модели Stratocaster.

 

Fender Stratocaster

 

 

Цельнокорпусная электрогитара

FenderStratocaster

 

Старейшая фирма Gibson также активно разрабатывала цельнокорпусные инструменты, но выпустила первую модель несколько позже, чем Fender, - в 1952 году. Ею стала также культовая ныне модель LesPаul, во многом определившая дальнейшее формирование облика современной электрогитары. В настоящее время все выпускаемые электрогитары (а это сотни различных моделей) в той или иной степени копируют основные идеи, впервые реализованные в FenderStratocaster и GibsonLesPaul.

 

Gibson Les Paul

 

 

Цельнокорпусная электрогитара

Gibson Les Paul

 

Звучание цельнокорпусных электрогитар определяется не только типом установленных звукоснимателей. Тембр инструмента во многом зависит от сортов древесины, из которых изготовлен корпус с грифом, от способа их крепления друг с другом, от установленных звукоснимателей. Наглядным примером могут служить две уже упомянутые модели электрогитар, которые обладают абсолютно разным характером звучания. Gibson Les Paul имеет так называемый вклееный гриф и корпус, изготовленный из тяжелого красного дерева. Тембр инструмента носит мощный, но вместе с тем и теплый, певучий характер с очень большим сустейном. Такая электрогитара подходит отлично для исполнения рок-музыки и блюзов в духе английского гитариста Гари Мура. Корпус электрогитары Fender Stratocaster выполнен из легкой ольхи; к нему посредством винтового соединения крепится гриф. Такая гитара обладает четким, резким и звонким звучанием, с ярко выраженной перкуссивной атакой и хорошей разборчивостью нот. Stratocaster - универсальный инструмент, подходящий для игры в самых разных стилях, начиная от кантри и заканчивая хард-роком.

Что касается бас-гитар, то цельнокорпусная конструкция для них является в настоящее время самой распространенной. Также, как и электрогитары, бас-гитары могут изготавливаться из разных сортов дерева. Гриф обычно крепиться тремя способами: вклейкой, винтами или с помощью сквозной конструкции, при которой гриф проходит непосредственно через весь корпус инструмента и составляет с ним единое целое.

 

Gibson Chet Atkins CE

 

 

Цельнокорпусная «акустическая» электрогитара

GibsonChetAtkinsCE

 

Следует также упомянуть о новом классе электрофицированных инструментов, обладающих рядом характеристик, присущих акустическим гитарам. История этих инструментов начинается с модели Chet Atkins CE, выпущенной компанией Gibson в 1982 году. Особенностью гитары являлось то, что, будучи цельнокорпусным инструментом, верхний слой деки был изготовлен из ели, применяемой в производстве акустических гитар. Резонатороное отверстие - не более, чем имитация. Гитара была предназначена для использования с нейлоновыми струнами и поэтому имела не магнитные, а пьезоэлектрические звукосниматели. Подобная конструкция позволила получить звучание, более или менее идентичное звучанию электроакустической гитары.

Сегодня многие производители выпускают подобные инструменты, которые рассчитаны на использование как с нейлоновыми, так и с металлическими струнами. Их характерные черты - изготовленный из ели верхний слой деки и пьезоэлектрический звукосниматель, который иногда комбинируется с магнитным. Обладая особым тембром, эти гитары часто применяются в самых различных стилях музыки.