Небольшой экскурс в историю.

Гитара (исп. quitarra от греч. kithara — лира) – струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространенных во всем мире. Используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент.

Родиной классической гитары является Испания, где на протяжении многих лет на гитарах исполнялась национальная музыка фламенко. Именно в этой стране шестиструнная гитара обрела свой традиционный вид, дошедший до нынешних времен без существенных изменений. Поэтому классическую гитару многие музыканты и по сей день называют испанской. Что касается более раннего «доиспанского» периода развития инструмента, то он представляет собой многовековую и зачастую противоречивую историю, уходящую корнями в древнегреческую и древнеегипетскую цивилизацию. Единственное мнение, в котором сходятся все исследователи исторического развития гитары, -  то, что прямым предком этого инструмента является кифара, получившая широкое распространение в II-III тысячелетии до нашей эры.

Своей популяризации в начале ХХ века гитара обязана прежде всего великому испанскому гитаристу Андресу Сеговии, чья виртуозная техника позволила исполнять сложнейшие музыкальные произведения. Сеговия внес неоценимый вклад в развитие гитарной музыки и воспитал нескольких учеников, ставших позднее звездами классической гитары. Благодаря его активной деятельности в большинстве консерваторий и музыкальных училищ появился класс гитары, которая стала считаться полноправным инструментом, и на   которой можно было исполнять произведения не только в составе оркестра, но и сольно. 

segovia a

Андрес Сеговия

 

Что же касаемо семиструнной гитары, то изобретена она была в России Андреем Осиповичем Сихрой в конце 1790 годов. Будучи одаренный музыкальным талантом, и достигший высокого мастерства игры на арфе, Андрей Осипович решает сделать из шестиструнной гитары инструмент более полный, мелодичный и близкий к арфе по арпеджиям, и добавляет седьмую струну. Вместе с тем он меняет и строй инструмента. Семиструнная гитара чарует своим густым, наполненным романтикой, звучанием, завораживает полнотой и разнообразностью движения голосов в самостоятельном пении каждой струны, густыми насыщенными басовыми партиями и плавными мелодичными пассажами. Не оттого ли она так полюбилась русскому народу?

22016131

Андрей Осипович Сихра

 

А вот 12-и струнная гитара в том виде, в котором она сейчас есть, появилась в начале ХХ века. Американские мастера с фабрик «Ригал» и «Оскар Шмидт», используя манеру производства музыкальных инструментов со спаренными струнами и взяв за основу модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с 12-и струнами в свои каталоги. Мастера начали популяризировать свое творение разными способами, начиная с усовершенствования инструмента, и заканчивая пропагандой творчества высококлассных исполнителей на 12-и струнной гитаре. Большое количество юных талантливых музыкантов обратили свое внимание на этот новый инструмент. Даже великий джазист JoePass не устоял перед соблазном и записал на нем несколько виртуозных соло. С тех самых пор 12-и струнка становится действительно популярным инструментом.

     

21             

CremonaJ980

Как устроена гитара и какие породы деревьев

используются при ее производстве.

 

Основу гитары составляет корпус и гриф. Корпус состоит из верхней деки, нижней деки и обечайки (бока гитары).

1232323232

Верхняя дека: оказывает огромное влияние на звучание инструмента. Она может быть сделана из ели или кедра. Ель придает звучанию более звонкий и резкий характер, в то время как кедр обладаем более мягким окрасом. Благодаря своим резонансным качествам ель чаще используется в производстве фолк, а кедр – классических гитар. На верхней деке находится круглое отверстие – розетка. Поблизости от розетки – подставка с отверстиями для закрепления струн. Она представляет собой прямоугольную пластину из дерева твердых пород (черного или палисандра). На подставке имеется нижний порожек – пластинка из кости или пластика, - который поддерживает струны на определенном расстоянии от грифа и передает звуковые колебания верхней деке.

Нижняя дека (задняя стенка): может изготавливаться из палисандра, кипариса, красного или других специальных пород деревьев. Иногда для достижения более мягкого и полного звука нижняя дека делается из скрипичного клена. Палисандровые деки имеют яркое, но в тоже время глубокое звучание, тем самым инструменты из этого дерева хорошо подходят для игры ритм-партий; кленовые деки характерны для русской семиструнной гитары. Красное дерево придает инструменту приятный, средней глубины звук, где хорошо различимо звучание каждой струны, благодаря чему гитара становится привлекательной для любителей плавных переборов и медленных пассажей.

Обечайки: две полосы, соединяющие верхнюю и нижние деки между собой, образуя боковые стенки. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека.

Гриф: изготавливается чаще всего из кедра или клена. Реже из красного дерева. Лицевая сторона грифа плоская, обратная – слегка выпуклая. Гриф крепится к корпусу в месте, называемом килем или пяткой. Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой – пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердых пород дерева (черного или палисандра). В накладку врезаются металлические порожки округлой формы. Промежутки между такими порожками называются ладами. На грифе гитар их может быть от 19 до 24. Счет ладов ведется от головки грифа к корпусу гитары. Головка грифа изготавливается из цельного куска дерева, покрытой тонкой полоской чаще всего из палисандра. К головке крепится механизм для натягивания и закрепления струн – колков.

Расстояние между струнами металлическим порожком 12-ого лада должно составлять около 3мм при использовании металлических струн и 3-4мм при использовании нейлоновых. Если струны будут находиться от грифа ближе, то при извлечении громких звуков они будут задевать за порожки ладов и дребезжать. Если же струны будут удалены от грифа больше, чем указано выше, то для прижатия струн к грифу потребуется больше усилий,  и пальцы как бы будут проваливаться между не прижатыми струнами.

 

124

Классификация гитар.

 

Классическая гитара: Как можно судить по названия, такие гитары предназначены для исполнения классической музыки. Она является, пожалуй, одним из самых строгих и консервативных инструментов. Все ее характеристики – форма и габариты корпуса, размер и профиль грифа, материалы – давно выверены временем и оптимально подходят для пальцевых приемов игры. К типичным признакам классической гитары можно отнести характерную форму корпуса, нейлоновые струны, широкий плоский гриф, «классическая» подставка с нижнем порожком.

Классическая гитара

Головка грифа имеет прорези, сквозь которые проходят увеличенные валы колков под нейлоновые струны. Существенное отличие от других акустических гитар заключается и в креплении грифа на уровне ХII лада. Гриф подсоединяется к корпусу только посредством вклейки. Винтовые соединения в настоящих классических гитарах не встречаются.

В последнее время некоторые производители музыкальных инструментов решились на шаг, который многим гитаристам-классикам может показаться даже кощунственным. Речь идет о выпуске классических гитар с вырезом в нижней части корпуса (cutawaybody), облегчающим доступ к самым верхним ладам грифа. Конечно, такие гитары вряд ли будут использоваться в серьезной академической музыке, имеющей глубокие традиции и корни. Однако в иных случаях, когда требуется классическое звучание нейлоновых струн, такой выбор вполне правомерен.

Фолк-гитара: В конце ХIХ века стала бурно развиваться «легкая» музыка, которая значительно отличалась от классического стиля исполнения. Стала видоизменяться и гитара. Главный недостаток, который не позволял использовать классическую гитару в «эстраде», заключался в недостаточно громком звучании, теряющемся среди других инструментов. Поэтому логическим продолжением развития классической гитары является инструмент с несколько измененной конструкцией, известной под названием фолк-гитара (часто обозначаемая, как flattop, то есть с плоской верхней декой). Рассмотрим, какие черты отличают фолк-гитару от классики.

Сразу бросаются в глаза несколько другие пропорции инструмента. К корпусу в районе ХIV лада присоединяется длинный тонкий гриф с анкерным стержнем внутри. Но главное отличие заключается в использовании металлических струн, имеющих намного большую, чем «нейлон», силу натяжения и принципиально иное звучание. Именно их применение вызвало наибольшие затруднения в ходе разработки нового инструмента. С одной стороны, большая сила натяжения струн требовала упрочнить корпус, сделать его более массивным, а с другой стороны, струнам становилось тяжело «раскачивать» деку инструмента, что приводило падение громкости.

4343

Типичная фолк-гитара Martin (джамбо)

 

Неоценимый вклад в разработку инструмента внесла американская компания Martin, основанная Кристофером Фредериком Мартином и занимающаяся изготовлением гитар с 1883 года. Именно в инструментах этой формы впервые стали применять Х-образное крепление пружин (рейки внутри корпуса, удерживающие верхнюю и нижнюю деки) в отличие от веерообразного способа в классических гитарах. Это позволило значительно увеличить прочность верхней деки, не препятствуя, вместе с тем, ее вибрации. В качестве материалов использовались те же сорта древесины, что и при изготовлении классической гитары.

Так как конструкция фолк-гитары не столь консервативна, как в классической,  в ее производстве не существует каких-то строгих норм  и правил. Каждый производитель может вносить в ту или иную модель индивидуальные черты, присущие только ей. Соблюдаются лишь общие принципы построения фолк-гитары. В настоящее время широко известны две ее разновидности.

Первая из них называется дредноутом (dreadnaught) и была впервые выпущена в конце 20-х годов ХХ века уже упоминавшейся компанией Martin. Она имеет характерную форму с увеличенным, расширяющимся к низу корпусом и широкой талией. Головка грифа плоская, как у современных электрогитар, с расположенными перпендикулярно ей валами колков. Подставка также имеет отличия. Металлические струны не обвязываются вокруг нее,  а продеваются в отверстия в подставке, а затем зажимаются деревянными или пластмассовыми пробками.

6755

Фолк-гитара MartinD-18 (дредноут)

 

Ныне дредноут стал практически стандартом де-факто в производстве акустических гитар. Часто его называют «вестерном». Чуть ли не половина всех выпускаемых моделей имеет конструкцию и форму дредноута. О популярности дредноута говорит и тот факт, что под этим словом часто подразумевают любую фолк-гитару.

Вторая разновидность фолк-гитары получила название джамбо (jumbo). Инструмент характеризуется увеличенным корпусом классических очертаний, тонким грифом и и громким сочным звучанием. Так же, как и дредноут, джамбо предназначен для использования с металлическими струнами. Способ крепления струн у обоих типов гитар одинаковый.

При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий. Гитары с большим корпусом имеют сочный звук с ярко выраженным басовым тембром и идеально подходят для аккомпанемента и «чесовой» игры.

Джазовая гитара: Под джазовыми гитарами понимают акустические инструменты, у которых верхняя дека имеет не плоскую, а слегка выпуклую поверхность (archtop). Подобные гитары около ста лет назад начал изготавливать Орвел Гибсон (основатель компании Gibson), используя технологии, аналогичные при производстве скрипок, альтов и других классических струнных инструментов. Поэтому джазовая гитара имеет характерные «скрипичные» особенности.  Помимо уже упомянутой выпуклой деки к ним относится и отсутствие круглого резонаторного отверстия и особая конструкция подставки. Резонаторное отверстие заменили два эфа (отверстие, напоминающее по форме латинскую букву «f»; в настоящее время форма эфов может быть любой) по краям верхней деки, правда, роль резонатора в основном выполняет сама верхняя дека. Что касается подставки, то она никак не закрепляется и удерживается на деке лишь силою натяжения струн. При этом сами струны закрепляются на трапециевидном струнодержателе.

 

eel5

Джазовая гитара Gibson L-5

 

Джазовые гитары имеют столь характерное звучание, что его трудно спутать с чем-то другим. Из-за особенностей конструкции корпуса оно в корне отличается от звучания других акустических гитар. Мягкий, чуть глуховатый, но вместе с тем и разборчивый тембр инструмента давно стал визитной карточкой различных джазовых коллективов. Именно из-за того, что этот тип гитар прижился в джазовой музыке, она и получила свое название.

Роль джазовой гитары трудно переоценить, так как она является прообразом современной электрогитары. После изобретения звукоснимателей они устанавливались вначале на этот тип инструмента, а цельнокорпусные электрогитары появились значительно позже. Впоследствии джазовая гитара со звукоснимателями стала называться полуакустической электрогитарой.

Электроакустическая гитара: Главное  отличие электроакустических гитар от акустических состоит в том, что они имеют дополнительную возможность усиления звука. Поэтому на них можно играть как с подключением, так и без подключения к аппаратуре, в то время, как электрогитары требуют обязательного усиления сигнала. В принципе, из любой акустической гитары несложно сделать электроакустику; достаточно установить внутрь звукосниматель. Однако чаще всего под этим словом понимаются те модели гитар, которые выпускаются производителем уже со всеми «электроакустическими»  атрибутиками.

Основным толчком к созданию подобных инструментов получила концертная деятельность музыкантов. Дело в том, что при озвучивании акустических инструментов вообще, и гитары в частности, наиболее крупные неприятности доставляют два момента. Во-первых, отсутствие мобильности на сцене заставляет гитариста быть прикованным к своему микрофону. Если для концертных классических выступлений в этом нет ничего страшного,  то рок- и поп-исполнителей, делающих шоу, такое положение дел несколько обескураживает. Во-вторых, гитары при озвучивании имеют неприятную особенность «заводиться», что проявляется в пронзительном свисте, доносящемся из акустических систем.

 

01

 

Темброблок электроакустической гитары

 

Для устранения этих недостатков и были разработаны электроакустические гитары. Их конструкция несложна. Внутрь корпуса инструмента устанавливается один или несколько пьезоэлектрических звукоснимателей, а в верхнюю часть обечайки врезается темброблок, позволяющий управлять громкостью и тембром гитарного сигнала. Иногда вместе со звукоснимателями в корпусе устанавливаются и миниатюрные микрофоны, которые дают несколько иной характер звучания. Пьезоэлектрические звукосниматели обладают весьма большой стойкостью к «заводкам» и позволяют использовать на гитаре как нейлоновые, так и металлические струны.

Ныне в электроакустическом исполнении многими компаниями выпускаются как классические, так и фолк-гитары.  Они получили широкое распространение во всех стилях музыки и любыми музыкантами  за удобство использования в концертной деятельности. Следует сказать и о том, что универсальность всегда требует определенных компромиссов. В данном случае, попытку «скрестить»  акустическую гитару со звукоснимателем привела к тому, что электроакустические гитары не обладают естественным тембром, так как звукосниматели не в состоянии передать все оттенки натурального гитарного звука. Поэтому при записях на студиях звучание электроакустических гитар снимается исключительно с помощью внешних высококачественных микрофонов.

Необходимо упомянуть и об акустических или, что встречается чаще, электроакустических бас-гитарах. Они являются достаточно молодыми инструментами, получившими распространение  около 25 лет назад. Вполне возможно, что они стали популярны благодаря большому количеству так называемых unplugged-концертов, на которых известные музыканты исполняли свои композиции, используя исключительно акустические инструменты.

 

546s

 

Электроакустическая бас-гитара Ibanez AEB10E

 

Конструктивно акустические бас-гитары ничем не отличаются от прочих гитар, за исключением усиленного корпуса и грифа, которые рассчитаны на сильное натяжение басовых струн. Звучание таких инструментов существенно отличается от электрических бас-гитар. Они обладают совсем небольшим сустейном (продолжительностью звучания) и глуховатым тембром. Довольно часто акустические бас-гитары используются вместо контрабаса. У нас в стране эти гитары не получили большого распространения из-за достаточно высокой стоимости и специфики применения.  

Гитарный строй.

 

Гитарный строй – это настройка высоты звучания открытых струн гитары. Рассмотрим несколько вариантов настройки гитары:

Строй шестиструнной гитары.

Классический «испанский» строй: Самый популярный строй – строй Е (ми).

Струна

Нота

Частота (Hz)

1

E (ми первой октавы)

329.63

2

  B (си малой октавы)

246.96

3

G (соль малой октавы)

196.00

4

  D (ре малой октавы)

147.83

5

A (ля большой октавы)

110.00

6

 E (ми большой октавы)

82.41

Первая струна гитары настраивается по звуку камертона или по звуку уже настроенного инструмента.

По перовой струне настраивается вторая, зажатая на 5 ладу, которая должна звучать в унисон с первой открытой, то есть не прижатой струной.

Третья струна, прижатая на 4 ладу, настраивается по второй открытой струне.

Четвертая, зажатая на 5 ладу, настраивается по третьей открытой струне.

Пятая струна, зажатая на 5 ладу, - по четвертой открытой.

Шестая струна, прижатая на 5 ладу, настраивается по пятой открытой струне.

Пониженный строй: Применяется для более низкого «тяжелого» звука. Для перестройки гитары из классического «испанского» строя в какой-либо из пониженных, все струны опускаются на определенный интервал. Для понижения струн более чем на тон, может понадобиться сменить струны на более толстые из-за ослабления их натяжения.

Струны

Строй E (ми-бемоль)

Строй D (ре)

Нота

Частота (Hz)

Нота

Частота (Hz)

1

E (ми-бемоль первой октавы)

311.13

D (ре первой октавы)

293.66

2

B (си-бемоль малой октавы)

233.08

A (ля малой октавы)

220.00

3

G(соль-бемоль малой октавы)

185.00

F (фа малой октавы)

174.62

4

D (ре-бемоль малой октавы)

138.59

C (до малой октавы)

130.82

5

A (ля-бемоль большой октавы)

103.80

G (соль большой октавы)

98.00

6

E (ми-бемоль большой октавы)

77.78

D (ре большой октавы)

73.91

Повышенный строй: Чаще для повышения строя используется каподастр (зажим на гриф для укорачивания звучащей части струн). Но если перестроить гитару все-таки необходимо, рекомендуется использовать более тонкий комплект струн. Повышение строя классической гитары может привести к повреждению инструмента. Повышение строя достигается путем натяжения струн на какой-либо интервал.

Струны

Строй F (фа)

Строй F# (фа-диез)

Нота

Частота (Hz)

Нота

Частота (Hz)

1

F (фа первой октавы)

349.23

F# (фа-диез первой октавы)

369.99

2

C (до первой октавы)

261.63

C# (до-диез первой октавы)

277.18

3

G# (соль-диез малой октавы)

207.00

A(ля малой октавы)

220.00

4

D# (ре-диез малой октавы)

155.56

E (ми малой октавы)

164.81

5

A# (ля-диез большой октавы)

116.54

B (си большой октавы)

123.48

6

F (фа большой октавы)

87.31

F# (фа-диез большой октавы)

92.50

Строй «DropD»: Отличается от классической настройки гитары пониженной на тон шестой струной. Вместо Е – ми большой октавы (82.41 Hz) – получается D (ре большой октавы 73.91Hz). Часто используется музыкантами, играющими в стиле хард-рок.

Строй «DropC»: В этом строе в отличие от «испанского», все струны, кроме шестой, настраиваются на тон ниже, а шестая – на два тона. Используется для получения более низкого, «тяжелого» звука.

Строй «DADGAD»: Для более удобной игры по нотам, написанным для скрипки, британский гитарист Дэвид Грэм опустил на тон первую, вторую и шестую струну. Таким строем часто пользуются музыканты фолк стиля.

Существует еще масса вариантов настройки шестиструнной гитары, такие как «Новый стандартный строй», «DoubleDropD»,  «OpenG», и т.д.

Строй семиструнной гитары.

Академический строй: Классический стандартный строй. Является консонирующим.

Струны

Нота

Частота (Hz)

1

D (ре первой октавы)

293.66

2

B (си малой октавы)

246.96

3

G (соль малой октавы)

196.00

4

D (ре малой октавы)

147.83

5

B (си большой октавы)

123.48

6

G (соль большой октавы)

98.00

7

D (ре большой октавы)

73.91

«Цыганский» строй:

Струны

Нота

Частота (Hz)

1

D (ре первой октавы)

293.66

2

B (си-бемоль малой октавы)

233.08

3

G (соль малой октавы)

196.00

4

D (ре малой октавы)

147.83

5

B (си-бемоль большой октавы)

116.54

6

G (соль большой октавы)

98.00

7

D (ре большой октавы)

73.91