Небольшой экскурс в историю.
Гитара (исп. quitarra от греч. kithara — лира) – струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространенных во всем мире. Используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент.
Родиной классической гитары является Испания, где на протяжении многих лет на гитарах исполнялась национальная музыка фламенко. Именно в этой стране шестиструнная гитара обрела свой традиционный вид, дошедший до нынешних времен без существенных изменений. Поэтому классическую гитару многие музыканты и по сей день называют испанской. Что касается более раннего «доиспанского» периода развития инструмента, то он представляет собой многовековую и зачастую противоречивую историю, уходящую корнями в древнегреческую и древнеегипетскую цивилизацию. Единственное мнение, в котором сходятся все исследователи исторического развития гитары, - то, что прямым предком этого инструмента является кифара, получившая широкое распространение в II-III тысячелетии до нашей эры.
Своей популяризации в начале ХХ века гитара обязана прежде всего великому испанскому гитаристу Андресу Сеговии, чья виртуозная техника позволила исполнять сложнейшие музыкальные произведения. Сеговия внес неоценимый вклад в развитие гитарной музыки и воспитал нескольких учеников, ставших позднее звездами классической гитары. Благодаря его активной деятельности в большинстве консерваторий и музыкальных училищ появился класс гитары, которая стала считаться полноправным инструментом, и на которой можно было исполнять произведения не только в составе оркестра, но и сольно.
Андрес Сеговия
Что же касаемо семиструнной гитары, то изобретена она была в России Андреем Осиповичем Сихрой в конце 1790 годов. Будучи одаренный музыкальным талантом, и достигший высокого мастерства игры на арфе, Андрей Осипович решает сделать из шестиструнной гитары инструмент более полный, мелодичный и близкий к арфе по арпеджиям, и добавляет седьмую струну. Вместе с тем он меняет и строй инструмента. Семиструнная гитара чарует своим густым, наполненным романтикой, звучанием, завораживает полнотой и разнообразностью движения голосов в самостоятельном пении каждой струны, густыми насыщенными басовыми партиями и плавными мелодичными пассажами. Не оттого ли она так полюбилась русскому народу?
Андрей Осипович Сихра
А вот 12-и струнная гитара в том виде, в котором она сейчас есть, появилась в начале ХХ века. Американские мастера с фабрик «Ригал» и «Оскар Шмидт», используя манеру производства музыкальных инструментов со спаренными струнами и взяв за основу модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с 12-и струнами в свои каталоги. Мастера начали популяризировать свое творение разными способами, начиная с усовершенствования инструмента, и заканчивая пропагандой творчества высококлассных исполнителей на 12-и струнной гитаре. Большое количество юных талантливых музыкантов обратили свое внимание на этот новый инструмент. Даже великий джазист JoePass не устоял перед соблазном и записал на нем несколько виртуозных соло. С тех самых пор 12-и струнка становится действительно популярным инструментом.
CremonaJ980
Как устроена гитара и какие породы деревьев
используются при ее производстве.
Основу гитары составляет корпус и гриф. Корпус состоит из верхней деки, нижней деки и обечайки (бока гитары).
Верхняя дека: оказывает огромное влияние на звучание инструмента. Она может быть сделана из ели или кедра. Ель придает звучанию более звонкий и резкий характер, в то время как кедр обладаем более мягким окрасом. Благодаря своим резонансным качествам ель чаще используется в производстве фолк, а кедр – классических гитар. На верхней деке находится круглое отверстие – розетка. Поблизости от розетки – подставка с отверстиями для закрепления струн. Она представляет собой прямоугольную пластину из дерева твердых пород (черного или палисандра). На подставке имеется нижний порожек – пластинка из кости или пластика, - который поддерживает струны на определенном расстоянии от грифа и передает звуковые колебания верхней деке.
Нижняя дека (задняя стенка): может изготавливаться из палисандра, кипариса, красного или других специальных пород деревьев. Иногда для достижения более мягкого и полного звука нижняя дека делается из скрипичного клена. Палисандровые деки имеют яркое, но в тоже время глубокое звучание, тем самым инструменты из этого дерева хорошо подходят для игры ритм-партий; кленовые деки характерны для русской семиструнной гитары. Красное дерево придает инструменту приятный, средней глубины звук, где хорошо различимо звучание каждой струны, благодаря чему гитара становится привлекательной для любителей плавных переборов и медленных пассажей.
Обечайки: две полосы, соединяющие верхнюю и нижние деки между собой, образуя боковые стенки. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека.
Гриф: изготавливается чаще всего из кедра или клена. Реже из красного дерева. Лицевая сторона грифа плоская, обратная – слегка выпуклая. Гриф крепится к корпусу в месте, называемом килем или пяткой. Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой – пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердых пород дерева (черного или палисандра). В накладку врезаются металлические порожки округлой формы. Промежутки между такими порожками называются ладами. На грифе гитар их может быть от 19 до 24. Счет ладов ведется от головки грифа к корпусу гитары. Головка грифа изготавливается из цельного куска дерева, покрытой тонкой полоской чаще всего из палисандра. К головке крепится механизм для натягивания и закрепления струн – колков.
Расстояние между струнами металлическим порожком 12-ого лада должно составлять около 3мм при использовании металлических струн и 3-4мм при использовании нейлоновых. Если струны будут находиться от грифа ближе, то при извлечении громких звуков они будут задевать за порожки ладов и дребезжать. Если же струны будут удалены от грифа больше, чем указано выше, то для прижатия струн к грифу потребуется больше усилий, и пальцы как бы будут проваливаться между не прижатыми струнами.
Классификация гитар.
Классическая гитара: Как можно судить по названия, такие гитары предназначены для исполнения классической музыки. Она является, пожалуй, одним из самых строгих и консервативных инструментов. Все ее характеристики – форма и габариты корпуса, размер и профиль грифа, материалы – давно выверены временем и оптимально подходят для пальцевых приемов игры. К типичным признакам классической гитары можно отнести характерную форму корпуса, нейлоновые струны, широкий плоский гриф, «классическая» подставка с нижнем порожком.
Классическая гитара
Головка грифа имеет прорези, сквозь которые проходят увеличенные валы колков под нейлоновые струны. Существенное отличие от других акустических гитар заключается и в креплении грифа на уровне ХII лада. Гриф подсоединяется к корпусу только посредством вклейки. Винтовые соединения в настоящих классических гитарах не встречаются.
В последнее время некоторые производители музыкальных инструментов решились на шаг, который многим гитаристам-классикам может показаться даже кощунственным. Речь идет о выпуске классических гитар с вырезом в нижней части корпуса (cutawaybody), облегчающим доступ к самым верхним ладам грифа. Конечно, такие гитары вряд ли будут использоваться в серьезной академической музыке, имеющей глубокие традиции и корни. Однако в иных случаях, когда требуется классическое звучание нейлоновых струн, такой выбор вполне правомерен.
Фолк-гитара: В конце ХIХ века стала бурно развиваться «легкая» музыка, которая значительно отличалась от классического стиля исполнения. Стала видоизменяться и гитара. Главный недостаток, который не позволял использовать классическую гитару в «эстраде», заключался в недостаточно громком звучании, теряющемся среди других инструментов. Поэтому логическим продолжением развития классической гитары является инструмент с несколько измененной конструкцией, известной под названием фолк-гитара (часто обозначаемая, как flattop, то есть с плоской верхней декой). Рассмотрим, какие черты отличают фолк-гитару от классики.
Сразу бросаются в глаза несколько другие пропорции инструмента. К корпусу в районе ХIV лада присоединяется длинный тонкий гриф с анкерным стержнем внутри. Но главное отличие заключается в использовании металлических струн, имеющих намного большую, чем «нейлон», силу натяжения и принципиально иное звучание. Именно их применение вызвало наибольшие затруднения в ходе разработки нового инструмента. С одной стороны, большая сила натяжения струн требовала упрочнить корпус, сделать его более массивным, а с другой стороны, струнам становилось тяжело «раскачивать» деку инструмента, что приводило падение громкости.
Типичная фолк-гитара Martin (джамбо)
Неоценимый вклад в разработку инструмента внесла американская компания Martin, основанная Кристофером Фредериком Мартином и занимающаяся изготовлением гитар с 1883 года. Именно в инструментах этой формы впервые стали применять Х-образное крепление пружин (рейки внутри корпуса, удерживающие верхнюю и нижнюю деки) в отличие от веерообразного способа в классических гитарах. Это позволило значительно увеличить прочность верхней деки, не препятствуя, вместе с тем, ее вибрации. В качестве материалов использовались те же сорта древесины, что и при изготовлении классической гитары.
Так как конструкция фолк-гитары не столь консервативна, как в классической, в ее производстве не существует каких-то строгих норм и правил. Каждый производитель может вносить в ту или иную модель индивидуальные черты, присущие только ей. Соблюдаются лишь общие принципы построения фолк-гитары. В настоящее время широко известны две ее разновидности.
Первая из них называется дредноутом (dreadnaught) и была впервые выпущена в конце 20-х годов ХХ века уже упоминавшейся компанией Martin. Она имеет характерную форму с увеличенным, расширяющимся к низу корпусом и широкой талией. Головка грифа плоская, как у современных электрогитар, с расположенными перпендикулярно ей валами колков. Подставка также имеет отличия. Металлические струны не обвязываются вокруг нее, а продеваются в отверстия в подставке, а затем зажимаются деревянными или пластмассовыми пробками.
Фолк-гитара MartinD-18 (дредноут)
Ныне дредноут стал практически стандартом де-факто в производстве акустических гитар. Часто его называют «вестерном». Чуть ли не половина всех выпускаемых моделей имеет конструкцию и форму дредноута. О популярности дредноута говорит и тот факт, что под этим словом часто подразумевают любую фолк-гитару.
Вторая разновидность фолк-гитары получила название джамбо (jumbo). Инструмент характеризуется увеличенным корпусом классических очертаний, тонким грифом и и громким сочным звучанием. Так же, как и дредноут, джамбо предназначен для использования с металлическими струнами. Способ крепления струн у обоих типов гитар одинаковый.
При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий. Гитары с большим корпусом имеют сочный звук с ярко выраженным басовым тембром и идеально подходят для аккомпанемента и «чесовой» игры.
Джазовая гитара: Под джазовыми гитарами понимают акустические инструменты, у которых верхняя дека имеет не плоскую, а слегка выпуклую поверхность (archtop). Подобные гитары около ста лет назад начал изготавливать Орвел Гибсон (основатель компании Gibson), используя технологии, аналогичные при производстве скрипок, альтов и других классических струнных инструментов. Поэтому джазовая гитара имеет характерные «скрипичные» особенности. Помимо уже упомянутой выпуклой деки к ним относится и отсутствие круглого резонаторного отверстия и особая конструкция подставки. Резонаторное отверстие заменили два эфа (отверстие, напоминающее по форме латинскую букву «f»; в настоящее время форма эфов может быть любой) по краям верхней деки, правда, роль резонатора в основном выполняет сама верхняя дека. Что касается подставки, то она никак не закрепляется и удерживается на деке лишь силою натяжения струн. При этом сами струны закрепляются на трапециевидном струнодержателе.
Джазовая гитара Gibson L-5
Джазовые гитары имеют столь характерное звучание, что его трудно спутать с чем-то другим. Из-за особенностей конструкции корпуса оно в корне отличается от звучания других акустических гитар. Мягкий, чуть глуховатый, но вместе с тем и разборчивый тембр инструмента давно стал визитной карточкой различных джазовых коллективов. Именно из-за того, что этот тип гитар прижился в джазовой музыке, она и получила свое название.
Роль джазовой гитары трудно переоценить, так как она является прообразом современной электрогитары. После изобретения звукоснимателей они устанавливались вначале на этот тип инструмента, а цельнокорпусные электрогитары появились значительно позже. Впоследствии джазовая гитара со звукоснимателями стала называться полуакустической электрогитарой.
Электроакустическая гитара: Главное отличие электроакустических гитар от акустических состоит в том, что они имеют дополнительную возможность усиления звука. Поэтому на них можно играть как с подключением, так и без подключения к аппаратуре, в то время, как электрогитары требуют обязательного усиления сигнала. В принципе, из любой акустической гитары несложно сделать электроакустику; достаточно установить внутрь звукосниматель. Однако чаще всего под этим словом понимаются те модели гитар, которые выпускаются производителем уже со всеми «электроакустическими» атрибутиками.
Основным толчком к созданию подобных инструментов получила концертная деятельность музыкантов. Дело в том, что при озвучивании акустических инструментов вообще, и гитары в частности, наиболее крупные неприятности доставляют два момента. Во-первых, отсутствие мобильности на сцене заставляет гитариста быть прикованным к своему микрофону. Если для концертных классических выступлений в этом нет ничего страшного, то рок- и поп-исполнителей, делающих шоу, такое положение дел несколько обескураживает. Во-вторых, гитары при озвучивании имеют неприятную особенность «заводиться», что проявляется в пронзительном свисте, доносящемся из акустических систем.
Темброблок электроакустической гитары
Для устранения этих недостатков и были разработаны электроакустические гитары. Их конструкция несложна. Внутрь корпуса инструмента устанавливается один или несколько пьезоэлектрических звукоснимателей, а в верхнюю часть обечайки врезается темброблок, позволяющий управлять громкостью и тембром гитарного сигнала. Иногда вместе со звукоснимателями в корпусе устанавливаются и миниатюрные микрофоны, которые дают несколько иной характер звучания. Пьезоэлектрические звукосниматели обладают весьма большой стойкостью к «заводкам» и позволяют использовать на гитаре как нейлоновые, так и металлические струны.
Ныне в электроакустическом исполнении многими компаниями выпускаются как классические, так и фолк-гитары. Они получили широкое распространение во всех стилях музыки и любыми музыкантами за удобство использования в концертной деятельности. Следует сказать и о том, что универсальность всегда требует определенных компромиссов. В данном случае, попытку «скрестить» акустическую гитару со звукоснимателем привела к тому, что электроакустические гитары не обладают естественным тембром, так как звукосниматели не в состоянии передать все оттенки натурального гитарного звука. Поэтому при записях на студиях звучание электроакустических гитар снимается исключительно с помощью внешних высококачественных микрофонов.
Необходимо упомянуть и об акустических или, что встречается чаще, электроакустических бас-гитарах. Они являются достаточно молодыми инструментами, получившими распространение около 25 лет назад. Вполне возможно, что они стали популярны благодаря большому количеству так называемых unplugged-концертов, на которых известные музыканты исполняли свои композиции, используя исключительно акустические инструменты.
Электроакустическая бас-гитара Ibanez AEB10E
Конструктивно акустические бас-гитары ничем не отличаются от прочих гитар, за исключением усиленного корпуса и грифа, которые рассчитаны на сильное натяжение басовых струн. Звучание таких инструментов существенно отличается от электрических бас-гитар. Они обладают совсем небольшим сустейном (продолжительностью звучания) и глуховатым тембром. Довольно часто акустические бас-гитары используются вместо контрабаса. У нас в стране эти гитары не получили большого распространения из-за достаточно высокой стоимости и специфики применения.
Гитарный строй.
Гитарный строй – это настройка высоты звучания открытых струн гитары. Рассмотрим несколько вариантов настройки гитары:
Строй шестиструнной гитары.
Классический «испанский» строй: Самый популярный строй – строй Е (ми).
Струна |
Нота |
Частота (Hz) |
1 |
E (ми первой октавы) |
329.63 |
2 |
B (си малой октавы) |
246.96 |
3 |
G (соль малой октавы) |
196.00 |
4 |
D (ре малой октавы) |
147.83 |
5 |
A (ля большой октавы) |
110.00 |
6 |
E (ми большой октавы) |
82.41 |
Первая струна гитары настраивается по звуку камертона или по звуку уже настроенного инструмента.
По перовой струне настраивается вторая, зажатая на 5 ладу, которая должна звучать в унисон с первой открытой, то есть не прижатой струной.
Третья струна, прижатая на 4 ладу, настраивается по второй открытой струне.
Четвертая, зажатая на 5 ладу, настраивается по третьей открытой струне.
Пятая струна, зажатая на 5 ладу, - по четвертой открытой.
Шестая струна, прижатая на 5 ладу, настраивается по пятой открытой струне.
Пониженный строй: Применяется для более низкого «тяжелого» звука. Для перестройки гитары из классического «испанского» строя в какой-либо из пониженных, все струны опускаются на определенный интервал. Для понижения струн более чем на тон, может понадобиться сменить струны на более толстые из-за ослабления их натяжения.
Струны |
Строй E♭ (ми-бемоль) |
Строй D (ре) |
||
Нота |
Частота (Hz) |
Нота |
Частота (Hz) |
|
1 |
E♭ (ми-бемоль первой октавы) |
311.13 |
D (ре первой октавы) |
293.66 |
2 |
B♭ (си-бемоль малой октавы) |
233.08 |
A (ля малой октавы) |
220.00 |
3 |
G♭(соль-бемоль малой октавы) |
185.00 |
F (фа малой октавы) |
174.62 |
4 |
D♭ (ре-бемоль малой октавы) |
138.59 |
C (до малой октавы) |
130.82 |
5 |
A♭ (ля-бемоль большой октавы) |
103.80 |
G (соль большой октавы) |
98.00 |
6 |
E♭ (ми-бемоль большой октавы) |
77.78 |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
Повышенный строй: Чаще для повышения строя используется каподастр (зажим на гриф для укорачивания звучащей части струн). Но если перестроить гитару все-таки необходимо, рекомендуется использовать более тонкий комплект струн. Повышение строя классической гитары может привести к повреждению инструмента. Повышение строя достигается путем натяжения струн на какой-либо интервал.
Струны |
Строй F (фа) |
Строй F# (фа-диез) |
||
Нота |
Частота (Hz) |
Нота |
Частота (Hz) |
|
1 |
F (фа первой октавы) |
349.23 |
F# (фа-диез первой октавы) |
369.99 |
2 |
C (до первой октавы) |
261.63 |
C# (до-диез первой октавы) |
277.18 |
3 |
G# (соль-диез малой октавы) |
207.00 |
A(ля малой октавы) |
220.00 |
4 |
D# (ре-диез малой октавы) |
155.56 |
E (ми малой октавы) |
164.81 |
5 |
A# (ля-диез большой октавы) |
116.54 |
B (си большой октавы) |
123.48 |
6 |
F (фа большой октавы) |
87.31 |
F# (фа-диез большой октавы) |
92.50 |
Строй «DropD»: Отличается от классической настройки гитары пониженной на тон шестой струной. Вместо Е – ми большой октавы (82.41 Hz) – получается D (ре большой октавы 73.91Hz). Часто используется музыкантами, играющими в стиле хард-рок.
Строй «DropC»: В этом строе в отличие от «испанского», все струны, кроме шестой, настраиваются на тон ниже, а шестая – на два тона. Используется для получения более низкого, «тяжелого» звука.
Строй «DADGAD»: Для более удобной игры по нотам, написанным для скрипки, британский гитарист Дэвид Грэм опустил на тон первую, вторую и шестую струну. Таким строем часто пользуются музыканты фолк стиля.
Существует еще масса вариантов настройки шестиструнной гитары, такие как «Новый стандартный строй», «DoubleDropD», «OpenG», и т.д.
Строй семиструнной гитары.
Академический строй: Классический стандартный строй. Является консонирующим.
Струны |
Нота |
Частота (Hz) |
1 |
D (ре первой октавы) |
293.66 |
2 |
B (си малой октавы) |
246.96 |
3 |
G (соль малой октавы) |
196.00 |
4 |
D (ре малой октавы) |
147.83 |
5 |
B (си большой октавы) |
123.48 |
6 |
G (соль большой октавы) |
98.00 |
7 |
D (ре большой октавы) |
73.91 |
«Цыганский» строй:
Струны |
Нота |
Частота (Hz) |
1 |
D (ре первой октавы) |
293.66 |
2 |
B♭ (си-бемоль малой октавы) |
233.08 |
3 |
G (соль малой октавы) |
196.00 |
4 |
D (ре малой октавы) |
147.83 |
5 |
B♭ (си-бемоль большой октавы) |
116.54 |
6 |
G (соль большой октавы) |
98.00 |
7 |
D (ре большой октавы) |
73.91 |